/

Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ НАМ ЖИВОТНЫЕ : Психология. Версия для слабовидящих - Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ НАМ ЖИВОТНЫЕ
 

 Версия для печати Версия основная

то расстройство такого рода чрезвычайно серьезно, и пока не были проведены на собаках эксперименты по предупреждению реакции, было мало надежды на излечение. Психиатры испробовали немало различных методов лечения неврозов навязчивых состояний, включая психоанализ, электрошоковую терапию, психотерапию, лейкотомию (операцию на головном мозге, состоящую в отделении части пре-фронтальных долей от остальной части мозга). Ни один из этих методов не оказал нужного действия и ни один из них не дал результатов, которые хотя бы ненамного были лучше, чем спонтанная ремиссия (улучшение, часто наблюдаемое при невротических расстройствах с течением времени даже при отсутствии лечения). Однако спонтанная ремиссия, хотя и оказывает довольно сильное действие при большинстве невротических расстройств, исключительно слаба при неврозах навязчивых состояний; только один больной из трех выздоравливает сам по себе или чувствует заметное улучшение через пять лет после начала болезни, что заметно отличается от показателей выздоровления или улучшения состояния при неврозе тревожности или реактивной депрессии, при которых ремиссия составляет примерно 70 процентов в первые два года после начала болезни.

Немногие из тех, кто никогда не сталкивался с людьми, страдающими неврозом навязчивых состояний, могут представить себе, какое угнетающее действие оказывает это заболевание. Вот описание страхов и ритуальных действий, которыми был одержим девятнадцатилетний юноша. Его пожилой отец так описал все это: «Просыпаясь по утрам, обычно в 11 часов, Джордж считает, что у него грязные руки, а потому он не может дотронуться до своей одежды. Он отказывается умыться в ванной, поскольку считает, что ковер грязный, и он отказывается спуститься вниз, пока не оденется. Потому я вынужден одевать его, вычистив сначала его туфли и достав чистую рубашку, нижнее белье, носки и брюки. Он держит руки поднятыми над головой, пока я натягиваю на него трусы и брюки, и мы оба следим за тем, чтобы его одежда не запачкалась при одевании. Один недосмотр или одна ошибка, и ему придется надевать чистую одежду, поскольку он должен всячески избегать возможности запачкать других. Затем Джордж спускается вниз, моет руки в кухне и около 20 минут проводит в туалете. Это настоящий ритуал. Он вынужден подворачивать подол рубашки и кофты, чтобы они не касались стульчака, и вынужден проверять, что он сделал все правильно. После чего мне приходиться вставать в дверях и наблюдать за ним для подстраховки: моя основная функция — убедить его в том, что он не испачкал одежду. К счастью, теперь он иногда способен управляться в туалете сам, без моего пристального наблюдения, но я по-прежнему должен быть наготове, чтобы прийти ему на помощь, если он начинает паниковать безо всякой причины. Кроме того, мне приходится настилать газеты на пол в туалете и ежедневно менять их с тем, чтобы его брюки никогда не соприкасались с полом, на котором может быть грязь. Если же он желает только помочиться, тогда моя задача выглядит проще. Я просто должен осмотреть его брюки и туфли и проверить, чтобы на них не было брызг, иногда для этого опускаясь на четвереньки с лампой.

Я то и дело твержу ему, что все это, по моему мнению, совершенно нелепо и смешно, особенно если учесть, что его опасения никогда не оправдываются. Джордж никогда не спускает воду в туалете, так как считает, что может забрызгать одежду, поэтому одной из моих обязанностей является смывать за ним и прочищать заторы, которые случаются из-за огромного количества используемой Джорджем туалетной бумаги. Как-то недавно он стал проверять, нет ли на полу волос с лобка, и попросил меня встать на четвереньки и тщательно проверить пол. Ему необходимо быть совершенно уверенным в том, что кругом все чисто, поскольку в противном случае он начинает беспокоиться и волноваться из-за этого позже. Ему необходима совершенная уверенность в том, что грязи нет, а поэтому он нуждается во мнении другого человека. После того как он застегнет «молнию» на брюках, я должен войти с тампоном, смоченным в антисептическом растворе, и протереть «молнию». Моя руки после туалета, он тщательно скребет каждый палец и методично отмывает каждый участок кожи вплоть до локтя. Обычно мне приходилось присутствовать при каждом его действии, но теперь он зовет меня только в некоторых случаях. Иногда, вымыв и высушив руки, он решает, что не уверен в том, что вымыл их как следует. На этом этапе я обычно должен присутствовать, чтобы он мог быть абсолютно уверен, когда закончит, что все было сделано как надо и не пропущено ни единого пятнышка грязи».

История продолжается все в том же духе в течение целого дня. Нетрудно понять, что такой человек не способен вести нормальную жизнь. Расстройство Джорджа выключило его из полноценной жизни. И он, и его отец жили в своего рода маленьком аду.

Почему люди ведут себя подобным образом? Данные указывают на то, что они ведут себя так, чтобы снизить свою тревожность, которая иначе была бы непереносима. Когда им не препятствуют в их навязчивых действиях, их беспокойство начинает захлестывать их; иногда в этом случае они производят впечатление очень сильно напуганных людей. Когда им разрешают умываться и следить за чистотой, их беспокойство видимо уменьшается.

Очевидно сходство между собакой, прыгающей через барьер в ответ на мигающую лампочку (хотя объективно ей нечего бояться, поскольку ток больше не подается), и человеком, страдающим неврозом навязчивых состояний, который маниакально заботится о своей чистоте (хотя объективно нет никакой опасности, что он испачкается или заразится). Собака прыгает, а юноша то и дело моет руки потому, что такие действия облегчают их страхи и тревоги, даже если эти страхи и тревоги лишены основания.

Как у собак, так и у людей невротические расстройства могут продолжаться месяцами или даже годами безо всякого улучшения, несмотря на все попытки вылечить их. Однако один метод оказался эффективным в случае с собаками, и этот метод — предупреждение реакции.

Предупреждение реакции

В основных чертах это выглядит следующим образом. Когда начинает мигать лампочка и собака пытается прыгнуть в «безопасный» отсек, барьер поднимают так, чтобы собака просто не могла перепрыгнуть через него. Препятствие на пути собаки вызывает у нее состояние «переполнения эмоциями» (термин «переполнение» стал широко использоваться для описания этого метода лечения). Собака начинает лаять, скулить, выть, метаться по клетке, от страха у нее даже может происходить непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Однако спустя некоторое время ее эмоции заметно успокаиваются, а спустя примерно час она определенно примиряется со своей судьбой, особенно если за этим не следует удар электрического тока. Повторив лечение несколько раз, добиваются полного излечения собаки; когда загорается лампочка, собака не пытается перепрыгнуть барьер.

Это, конечно, имеет свое психологическое объяснение. Если мы на минуту отнесемся к собаке как к человеку, мы поймем, что собака прыгала через барьер в уверенности, что если она не прыгнет, она получит удар электрического тока; метод предупреждения реакции продемонстрировал ей, что она не получит удара электрического тока в том случае, если не станет прыгать, и что, следовательно, ее страхи были безосновательны. Раньше страх не позволял собаке «проверить реальность»; теперь, когда ее принудили проверить реальность, она может поступать более разумно.

Контрольный эксперимент: предупреждение реакции у человека

Можем ли мы использовать ту же самую методику по отношению к больному человеку и будет ли она давать тот же эффект? На оба вопроса ответ положительный. Естественно, что экспериментаторы использовали слегка измененные методы, чтобы подтвердить это предположение, а потому мы дадим довольно общее описание использованных процедур.

Во-первых, психологи объясняют пациенту подробности предстоящего лечения и заручаются его «информированным согласием» (без активного сотрудничества со стороны пациента лечение не будет успешным, да и в любом случае пациент имеет право знать, что будут делать с ним и почему). Пациент также должен обладать правом отказаться, если ему не нравится то, что ему предлагает врач.









 
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex